Рождественское послание митрополита Костромского и Нерехтского Ферапонта

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ

мит­ро­по­ли­та Костром­ско­го и Нерехт­ско­го Ферапонта
все­чест­но­му духо­вен­ству, пре­по­доб­но­му мона­ше­ству и всей бого­лю­би­вой пастве
зем­ли Костромской

«Рож­де­ство Твое, Хри­сте Боже наш, воз­сия миро­ви свет разума»
Тро­парь Рож­де­ства Христова 

Воз­люб­лен­ные о Гос­по­де досто­чти­мые пас­ты­ри, бла­го­го­вей­ные диа­ко­ны, бого­муд­рые насто­я­те­ли и насто­я­тель­ни­цы мона­ше­ских оби­те­лей Костром­ской зем­ли, бого­лю­би­вые ино­ки и ино­ки­ни, доро­гие бра­тья и сёстры!

В эти свя­тые дни мы празд­ну­ем Рож­де­ство по пло­ти Гос­по­да и Спа­си­те­ля наше­го Иису­са Христа.

Вся­кий празд­ник Гос­по­день – это вос­по­ми­на­ние осо­бо­го явле­ния Бога все­му миру, посла­ние, направ­лен­ное ко все­му роду чело­ве­че­ско­му и все­му тво­ре­нию Божию. И, рас­смат­ри­вая в разу­ме и серд­це каж­дое из этих посла­ний, мы при­зва­ны научить­ся чему-то ново­му в сво­ей жиз­ни, жиз­ни в мире Божи­ем и Духе Святом.

Так, в Рож­де­стве мы празд­ну­ем рож­де­ние само­го важ­но­го в нашей жиз­ни Чело­ве­ка, узна­ём Бога Пред­веч­но­го как потом­ка Ада­ма, подоб­но­го нам во всём, кро­ме гре­ха. И дей­стви­тель­но, сего­дня Он явля­ет­ся миру как Наслед­ник наше­го обще­го пра­от­ца и как Испол­ни­тель всех обе­то­ва­ний, дан­ных роду чело­ве­че­ско­му. Он при­хо­дит при­нять насле­дие и выку­пить его у жесто­ко­го заи­мо­дав­ца, кото­ро­му чело­век пора­бо­тил­ся через гре­хо­па­де­ние. И вся семья чело­ве­че­ская празд­ну­ет то, что откры­лось в Бла­го­ве­ще­нии: «Отро­ча роди­ся нам, Сын, и даде­ся нам» (Ис. 9:6). В пад­ший дом вет­хо­го Ада­ма вхо­дит такой Хозя­ин и Домо­стро­и­тель, Кото­рый име­ет зна­ки вла­ды­че­ства Сво­е­го (Ис. 9:6) и готов побе­дить вся­ко­го сопро­тив­ни­ка Сво­е­го рода. И Его рож­де­ние настоль­ко уди­ви­тель­но, а сла­ва настоль­ко пре­вос­хо­дит родо­на­чаль­ни­ка, что мы назы­ва­ем Его Новым Ада­мом, а чело­ве­че­ство во Хри­сте – новым тво­ре­ни­ем. И поэто­му Рож­де­ство – это все­лен­ский празд­ник, напол­ня­ю­щий радо­стью и хва­лой небо и зем­лю, вдох­нов­ля­ю­щий пас­ты­рей и царей, анге­лов небес­ных и живот­ных в вер­те­пе, весь мир от пеще­ры до звёзд. Лику­ют пра­от­цы, пото­му что сбы­лось про­ро­че­ство, дан­ное в раю: семя жены сти­ра­ет гла­ву змия, Пото­мок Евы попи­ра­ет диавола.

И ещё один дар, ещё одно обе­то­ва­ние при­но­сит Хри­стос в этот мир, не толь­ко освя­щая род чело­ве­че­ский новым рож­де­ни­ем к свя­то­сти, но и откры­вая нам новое зна­ние Бога. «Всё пре­да­но Мне Отцем Моим», – гово­рит Хри­стос. Для чего же пре­да­но? Пото­му что «никто не зна­ет Сына, кро­ме Отца; и Отца не зна­ет никто, кро­ме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11:27). И вот Хри­стос откры­ва­ет нам Отца, и мы уже не про­сим с Филип­пом: «Гос­по­ди! пока­жи нам Отца» (Ин. 14:8), пото­му что видев­ший Сына видел и Отца, а в Рож­де­стве вся все­лен­ная видит Сына, рож­дён­но­го и вочеловечившегося.

Чело­ве­че­ство, быв­шее неко­гда одной семьей при пра­от­це Ада­ме, но раз­де­лён­ное через грех, сно­ва соби­ра­ет­ся как семья в Ада­ме Новом, у рож­де­ствен­ских яслей как у Пре­сто­ла Все­дер­жи­те­ля. И в этом мож­но видеть изна­чаль­ный смысл Рож­де­ства как семей­но­го празд­ни­ка, как дня все­мир­ной бла­го­дар­но­сти Богу за обнов­ле­ние творения.

Цер­ковь раз­ме­ща­ет свои празд­ни­ки во вре­ме­ни как гости­ни­цы для устав­ше­го пут­ни­ка, давая нам одоб­ре­ние и укреп­ле­ние на пути спа­се­ния. И еже­год­но, по мило­сти Божи­ей, в дни свя­ток мы соби­ра­ем­ся вме­сте, в кру­гу семьи и Церк­ви, побла­го­да­рить Спа­си­те­ля за ухо­дя­щий год и помо­лить­ся о новом.

Про­шед­ший год был омра­чен про­дол­же­ни­ем все­мир­ной эпи­де­мии, бес­по­кой­ством за близ­ких и общей тре­во­гой о про­ис­хо­дя­щем. Не все наши бра­тья и сёст­ры смог­ли пере­не­сти этот опас­ный недуг: мно­гие не опра­ви­лись от болез­ни и пере­шли от нас в веч­ность. И мы моли­лись и молим­ся о мило­сти Божи­ей к миру и о пре­кра­ще­нии неду­га и бла­го­да­рим Гос­по­да за тех людей, что в этой ситу­а­ции при­ла­га­ют все силы к сохра­не­нию здо­ро­вья ближ­них и спа­се­нию их жиз­ней. Наша молит­ва и со все­ми стра­да­ю­щи­ми ныне от это­го забо­ле­ва­ния и пере­нес­ши­ми его.

Миро­вая болезнь отло­жи­ла широ­ту тор­жеств и умень­ши­ла кра­со­ту празд­ни­ков, застав­ляя каж­дый день забо­тить­ся о мерах предо­сто­рож­но­сти. Но это не умень­ши­ло нашей внут­рен­ней бла­го­дар­но­сти Богу за Его мило­сти. Мы в ухо­дя­щем году вспо­ми­на­ли тру­ды свя­то­го бла­го­вер­но­го вели­ко­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го и молит­вен­но отме­ча­ли 75-летие наше­го Пат­ри­ар­ха, эти празд­но­ва­ния учи­ли нас муд­ро­сти на путях Божи­их и при­ле­жа­нию в служении.

Молим­ся, что­бы в буду­щем году Гос­подь поз­во­лил нам отме­тить юби­лей и наше­го свя­то­го гра­да Костро­мы – его 870-летие, а так­же 400-летие явле­ния одной из чти­мых на Костром­ской зем­ле икон Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы – Игриц­ко­го обра­за Цари­цы Небесной.

В эти свя­тые дни при­зы­ваю бла­го­сло­ве­ние на всю паст­ву зем­ли Костром­ской и молит­вен­но желаю всем вам и близ­ким вашим в новом году неиз­мен­ной мило­сти Божией.

 

ХРИСТОС РОЖДАЕТСЯ – СЛАВЬТЕ!

Божи­ей мило­стию смиренный
Фера­понт
мит­ро­по­лит Костром­ской и Нерехтский

Рож­де­ство Хри­сто­во 2021–2022 года
град Кострома

 


Ска­чать посла­ние в фор­ма­те PDF