Святыня

Чудо­твор­ная Игриц­кая ико­на Божи­ей Матери

Чудо­твор­ная Игриц­кая, или Игриц­кая-Смо­лен­ская ико­на Божи­ей Мате­ри на про­тя­же­нии четы­рех веков явля­ет­ся не толь­ко чти­мой свя­ты­ней Костром­ской зем­ли и всей Пра­во­слав­ной Руси, но и глав­ной свя­ты­ней для окрест­но­стей Вос­кре­сен­ской церк­ви села Любов­ни­ко­во. С 1934 по 1982 год она хра­ни­лась в нашем хра­ме, и день ее цер­ков­но­го чество­ва­ния – 10 авгу­ста (по ново­му сти­лю) – стал важ­ней­шим собы­ти­ем при­ход­ской жиз­ни, при­вле­кав­шим в Любов­ни­ко­во мно­го­чис­лен­ных бого­моль­цев. И сей­час, когда место нахож­де­ния похи­щен­но­го в 1982 году чудо­твор­но­го обра­за Цари­цы Небес­ной неиз­вест­но, тра­ди­ции почи­та­ния нашей свя­ты­ни не пре­ры­ва­ют­ся, бла­го­го­вей­но хра­нят­ся духо­вен­ством и верующими.

Явле­ние Игриц­кой ико­ны Божи­ей Мате­ри. Фраг­мент стен­ной живо­пи­си XVIII века в Николь­ской церк­ви села Сидоровского.

Исто­рия Игриц­кой ико­ны Бого­ма­те­ри откры­ва­ет­ся собы­ти­я­ми 12 июня (по ста­ро­му сти­лю) 1622 года [1], когда пас­ту­хи из дерев­ни Савин­ской, пас­шие скот бояр­ско­го сына Еме­ли­а­на Иса­е­ва, про­зы­вав­ше­го­ся Севрюк, при­шли в уро­чи­ще Игри­щи [2] и реши­ли зай­ти в вет­хий мест­ный храм. Здесь неко­гда был погост с дере­вян­ной Николь­ской цер­ко­вью, одна­ко в резуль­та­те губи­тель­ной эпи­де­мии моро­вой язвы (чумы) 1570–1571 годов Игри­щи и их окрест­но­сти пол­но­стью обез­лю­де­ли, жите­лей здесь не ста­ло (меж­ду тем ранее эта мест­ность, судя даже по назва­нию, была весь­ма насе­лен­ной: иссле­до­ва­те­ли соглас­но отме­ча­ют – сло­во «Игри­щи» ука­зы­ва­ет, что здесь в ста­ри­ну про­ис­хо­ди­ли народ­ные игры, то есть празд­не­ства отча­сти язы­че­ско­го харак­те­ра). В тече­ние полу­ве­ка лишен­ная бого­слу­же­ний и при­хо­жан, дере­вян­ная Николь­ская цер­ковь на пого­сте уже бли­зи­лась к раз­ру­ше­нию. Како­во же было удив­ле­ние пас­ту­хов, когда, зай­дя в забро­шен­ную цер­ковь, они уви­де­ли в алта­ре хра­ма пре­крас­ную ико­ну Божи­ей Мате­ри, выгля­дев­шую совер­шен­но новой, как буд­то толь­ко что написанной!

Изум­лен­ные слу­чив­шим­ся, пас­ту­хи поспе­ши­ли к сво­е­му хозя­и­ну Еме­ли­а­ну Иса­е­ву и пове­да­ли ему о явле­нии ико­ны. К тому вре­ме­ни Еме­ли­ан уже более пяти лет стра­дал сле­по­той, истра­тил нема­лые сред­ства на вра­чей, но ника­кое лече­ние ему не помо­га­ло. Выслу­шав рас­сказ слуг, он решил отпра­вить­ся в Игри­щи, наде­ясь, что молит­ва пред чудес­но явив­шим­ся обра­зом помо­жет ему исце­лить­ся от болез­ни. С собой Еме­ли­ан позвал сво­е­го духов­ни­ка, свя­щен­ни­ка Тро­иц­ко­го собо­ра Костром­ско­го крем­ля Фео­до­ра [3], близ­ких и сосе­дей, что­бы и они помо­ли­лись о болящем.

Еме­ли­ан Иса­ев, свя­щен­ник Фео­дор и их спут­ни­ки на молебне в Игри­щах. Фраг­мент стен­ной живо­пи­си XVIII века в Николь­ской церк­ви села Сидоровского.

Достиг­нув уро­чи­ща Игри­щи, путе­ше­ствен­ни­ки сво­и­ми гла­за­ми уви­де­ли необык­но­вен­ную ико­ну Бого­ма­те­ри. Отец Фео­дор совер­шил пред явлен­ным обра­зом моле­бен с водо­освя­ще­ни­ем. Когда же свя­щен­ник начал кро­пить водой саму ико­ну, то, к удив­ле­нию всех моля­щих­ся, вода ста­ла впи­ты­вать­ся в образ Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы «яко в губу» (как в губ­ку), но на очах Пре­чи­стой задер­жи­ва­лась, не впи­ты­ва­лась и не сте­ка­ла («на долг час сто­я­ше»); а затем вдруг вода потек­ла с очей Бого­ма­те­ри «яко струя». Отец Фео­дор собрал воду, сте­кав­шую с ико­ны, окро­пил ею сле­по­го Еме­ли­а­на Севрю­ка – и свер­ши­лось чудо: боль­ной про­зрел, «яко нико­ли­же боле очи­ма своима».

Изве­стие об этих чудес­ных собы­ти­ях – явле­нии див­ной ико­ны и исце­ле­нии сле­по­го Еме­ли­а­на Севрю­ка – быст­ро обле­те­ло Костро­му и ее окрест­но­сти. Уже через три неде­ли, 2 июля (по ста­ро­му сти­лю) 1622 года, когда отме­чал­ся празд­ник Поло­же­ния ризы Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы во Вла­херне, в Игри­щи сошлось мно­же­ство наро­да: муж­чи­ны и жен­щи­ны с детьми, даже с груд­ны­ми мла­ден­ца­ми. Тогда же ста­ли совер­шать­ся и дру­гие чудес­ные исце­ле­ния по молит­вам пред явлен­ной ико­ной. Ска­за­ние о явле­нии и чуде­сах это­го чудо­твор­но­го обра­за повест­ву­ет (в одной из сво­их редакций):

«… и в то вре­мя нача­ша быва­ти мно­го­раз­лич­ная чюде­са от тоя свя­тыя и чюдо­твор­ныя ико­ны. И мно­зи недуж­ни в то вре­мя при­я­ша исце­ле­ния, о них­же про­стран­но пишет­ся во оби­те­ли оной» [4].

Палом­ни­ки идут в Игри­щи. Фраг­мент стен­ной живо­пи­си XVIII века в Николь­ской церк­ви села Сидоровского.

На месте явле­ния свя­ты­ни, в забро­шен­ном Николь­ском пого­сте уро­чи­ща Игри­щи при реч­ке Песочне (Песошне), была осно­ва­на ино­че­ская оби­тель – Бого­ро­диц­кий Игриц­кий муж­ской мона­стырь. Посколь­ку Николь­ская цер­ковь совер­шен­но обвет­ша­ла, пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси Фила­рет в 1624 году пре­по­дал бла­го­сло­ве­ние на стро­и­тель­ство здесь новой церк­ви в честь Смо­лен­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри с при­де­лом во имя свя­ти­те­ля и чудо­твор­ца Николая.

Чудо­твор­ная Игриц­кая-Смо­лен­ская ико­на Божи­ей Мате­ри (лице­вая и обо­рот­ная сто­ро­ны). Фото из кни­ги: Росто­во-суз­даль­ская шко­ла живо­пи­си. – М.: Совет­ский худож­ник, 1967. С. 18, 19.

Важ­но отме­тить, что по сво­ей ико­но­гра­фии Игриц­кий образ Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы при­над­ле­жит к рас­про­стра­нен­но­му ико­но­пис­но­му типу «Оди­гит­рия» («Путе­во­ди­тель­ни­ца»), име­ну­е­мо­му так­же Смо­лен­ским. Не уди­ви­тель­но поэто­му, что новый храм в Игриц­кой оби­те­ли был посвя­щен Смо­лен­ской иконе Бого­ма­те­ри, а глав­ным мона­стыр­ским празд­ни­ком в честь явлен­ной свя­той ико­ны стал день 28 июля (по ста­ро­му сти­лю), празд­но­ва­ние Смо­лен­ско­му обра­зу Цари­цы Небес­ной. Име­но­ва­ние «Игриц­кая» при­ме­ни­тель­но к чудо­твор­ной иконе исто­ри­че­ски упо­треб­ля­лось ред­ко, обыч­но ее назы­ва­ли про­сто Смо­лен­ской; так и сей­час в про­сто­ре­чии гово­рят наши при­хо­жане. Одна­ко вос­по­ми­на­ние о собы­тии явле­ния чудо­твор­ной ико­ны сохра­ня­лось в посвя­ще­нии надврат­но­го хра­ма Игриц­кой оби­те­ли, устро­ен­но­го в честь пре­по­доб­ных Онуф­рия Вели­ко­го и Пет­ра Афон­ско­го – угод­ни­ков Божи­их, чья память отме­ча­ет­ся Цер­ко­вью 12 июня (по ста­ро­му сти­лю), в день явле­ния Игриц­ко­го обра­за Бого­ма­те­ри [5].

Жало­ван­ная гра­мо­та царя Фео­до­ра Алек­се­е­ви­ча Игриц­ко­му мона­сты­рю от 16 июля 1677 года (Костром­ской музей-заповедник).

Пер­вое извест­ное нам опи­са­ние чудо­твор­ной Игриц­кой-Смо­лен­ской ико­ны, хра­нив­шей­ся в дере­вян­ной Смо­лен­ской церк­ви, встре­ча­ет­ся в костром­ских пис­цо­вых кни­гах 1627–1628 годов:

«Образ чюдо­твор­ной Пре­чи­стыя Бого­ро­ди­цы Оди­гит­рия, а наза­ди того обра­за напи­сан образ Нико­лы чюдо­твор­ца, сто­ит в кио­те, обло­жен сереб­ром бас­мою, венец рез­ной, да в при­кла­де два­дцать пять гри­вен бас­мя­ных, да две­на­дцать кре­стов сереб­ря­ных, да у обра­за Пре­чи­стыя Бого­ро­ди­цы пеле­на кам­ча­та, а на ней шито золо­том» [6].

Здесь отме­че­на харак­тер­ная осо­бен­ность чудо­твор­но­го обра­за: он был двух­сто­рон­ним, имел на лице­вой сто­роне ико­ну Божи­ей Мате­ри, а на обо­рот­ной – изоб­ра­же­ние свя­ти­те­ля и чудо­твор­ца Николая.

Руко­пис­ная кни­га 1665 года, содер­жа­щая самый ран­ний из извест­ных нам спис­ков Ска­за­ния о явле­нии и чуде­сах Игриц­кой ико­ны (Госу­дар­ствен­ный архив Костром­ской области).

Подроб­ное изло­же­ние собы­тий 1622 года и чудес, совер­шав­ших­ся по молит­вам пред чудо­твор­ным Игриц­ким обра­зом Бого­ма­те­ри, содер­жит­ся в Ска­за­нии о явле­нии и чуде­сах ико­ны, состав­лен­ном в XVII сто­ле­тии и сохра­нив­шем­ся до наше­го вре­ме­ни в несколь­ких редак­ци­ях. Самый извест­ный и наи­бо­лее ран­ний (из извест­ных нам) спи­сок Ска­за­ния вхо­дит в состав руко­пис­ной кни­ги, создан­ной в 1665 году насель­ни­ком костром­ско­го Свя­то-Тро­иц­ко­го Ипа­тьев­ско­го муж­ско­го мона­сты­ря стар­цем (мона­хом) Фила­ре­том Рыта­ров­ским и ныне хра­ня­щей­ся в Госу­дар­ствен­ном архи­ве Костром­ской области.

Сле­ва и в цен­тре – Смо­лен­ская цер­ковь Игриц­ко­го мона­сты­ря, фото 1929 года.
Спра­ва – на месте раз­ру­шен­ной в 1934 году Смо­лен­ской церк­ви, фото 2007 года.

В 1687 году в Игриц­кой оби­те­ли нача­лось стро­и­тель­ство камен­ной церк­ви в честь Смо­лен­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри, завер­шив­ше­е­ся спу­стя пять лет. С того вре­ме­ни чудо­твор­ная ико­на пре­бы­ва­ла здесь, в Смо­лен­ской церк­ви, в осо­бом кио­те. В 1792 году было поло­же­но нача­ло тра­ди­ции еже­год­но­го при­не­се­ния чудо­твор­ной Игриц­кой-Смо­лен­ской ико­ны Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы в Костро­му. В сре­ду пер­вой неде­ли Пет­ро­ва поста свя­ты­ню тор­же­ствен­но выно­си­ли из оби­те­ли крест­ным ходом, кото­рый шел до Костро­мы (при­мер­но 15 км) и оста­нав­ли­вал­ся на пра­вом бере­гу Вол­ги напро­тив горо­да. Духо­вен­ство пере­прав­ля­лось с ико­ной через Вол­гу к Мос­ков­ской заста­ве и шло к Миха­и­ло-Архан­гель­ско­му хра­му на волж­ской набе­реж­ной. К это­му вре­ме­ни сюда из Успен­ско­го собо­ра Костром­ско­го крем­ля при­хо­дил город­ской крест­ный ход с чудо­твор­ной Фео­до­ров­ской ико­ной Божи­ей Мате­ри. Объ­еди­нив­шись у Архан­гель­ской церк­ви, участ­ни­ки про­цес­сии со свя­ты­ня­ми воз­вра­ща­лись в крем­лев­ский Успен­ский собор, отку­да после литур­гии чудо­твор­ный Игриц­кий образ Цари­цы Небес­ной пере­но­си­ли в Бого­от­цов­скую цер­ковь, постро­ен­ную на месте древ­не­го собор­но­го хра­ма во имя свя­то­го вели­ко­му­че­ни­ка Фео­до­ра Стра­ти­ла­та. Здесь Игриц­кая ико­на пре­бы­ва­ла до 27 июля (по ста­ро­му сти­лю) – кану­на глав­но­го мона­стыр­ско­го празд­но­ва­ния, а 27 июля ее столь же тор­же­ствен­ным крест­ным ходом воз­вра­ща­ли в оби­тель на Песочне.

Костро­ма. Вид с Вол­ги. Лито­гра­фия 1880 года (Костром­ской музей-запо­вед­ник). Сле­ва на набе­реж­ной – Миха­и­ло-Архан­гель­ская цер­ковь, у кото­рой костро­ми­чи еже­год­но встре­ча­ли Игриц­кую ико­ну Божи­ей Матери.

Впо­след­ствии чудо­твор­ный образ ста­ли еже­год­но при­но­сить в Костро­му еще и зимой; Игриц­кая ико­на каж­дый год путе­ше­ство­ва­ла так­же в город Нерехту, в села Лева­шо­во и Пис­цо­во, посе­ща­ла близ­ле­жа­щие к Бого­ро­диц­ко­му Игриц­ко­му мона­сты­рю селе­ния. Види­мо, в свя­зи с эти­ми пере­не­се­ни­я­ми свя­ты­ни из оби­те­ли в кон­це XVIII – нача­ле XIX веков была напи­са­на ее точ­ная копия, заме­няв­шая Игриц­кий образ Бого­ма­те­ри (на вре­мя его отсут­ствия) в кио­те, нахо­дя­щем­ся в Смо­лен­ской церк­ви монастыря.

Празд­но­ва­ние Игриц­кой-Смо­лен­ской иконе Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы 28 июля (по ста­ро­му сти­лю) соби­ра­ло в Игриц­кую оби­тель мно­же­ство палом­ни­ков. Автор очер­ка «Хра­мо­вой празд­ник 28 июля в Бого­ро­диц­ко-Игриц­ком, что на реке Песочне, мона­сты­ре», опуб­ли­ко­ван­ном в 1900 году в «Костром­ских епар­хи­аль­ных ведо­мо­стях», свидетельствовал:

«Еще нака­нуне празд­ни­ка, к вече­ру, начи­на­ет заме­чать­ся боль­шое дви­же­ние бого­моль­цев по пути из Костро­мы в мона­стырь; на Яро­слав­ском быв­шем поч­то­вом трак­те то и дело попа­да­ют­ся груп­пы пеше­хо­дов и под­во­ды, напол­нен­ные жела­ю­щи­ми покло­нить­ся чудо­твор­но­му обра­зу людь­ми; такие же под­во­ды сто­ят на город­ском бере­гу Вол­ги у пере­воз­ной при­ста­ни, ожи­дая пере­пра­вы за реку» [7].

Вид Бого­ро­диц­ко­го Игриц­ко­го мона­сты­ря, 1834 год (Госу­дар­ствен­ный Исто­ри­че­ский музей).

Сам празд­ник в очер­ке опи­сы­вал­ся так:

«В 9 часов раз­дал­ся бла­го­вест к литур­гии. Едва толь­ко раз­дал­ся пер­вый мощ­ный удар мона­стыр­ско­го коло­ко­ла, как тол­пы наро­да под­ня­лись, нача­ли кре­стить­ся, завол­но­ва­лись и дви­ну­лись в мона­стырь, напол­няя воро­та и неши­ро­кую мона­стыр­скую огра­ду. По бла­го­ве­сту при­был из сво­ей лет­ней рези­ден­ции прео­свя­щен­ный Вис­са­ри­он [8], кото­рый и совер­шил литур­гию в сослу­же­нии с мона­стыр­ской бра­ти­ей. За литур­ги­ей пели два хора – архи­ерей­ский и мона­стыр­ский. Неболь­шой мона­стыр­ский храм дале­ко не мог вме­стить всех при­шед­ших на празд­ник бого­моль­цев; не попав­шие в храм рас­по­ло­жи­лись близ окон и две­рей хра­ма и в мона­стыр­ской огра­де. Литур­гия кон­чи­лась в пер­вом часу; вслед за литур­ги­ей при тор­же­ствен­ном звоне коло­ко­лов из мона­стыр­ских ворот пока­зал­ся, ярко бли­стая на солн­це хоруг­вя­ми, крест­ный ход, напра­вив­ший­ся к близ сто­я­щей камен­ной часовне, выстро­ен­ной на месте целеб­но­го источ­ни­ка. После совер­ше­ния здесь крат­ко­го молеб­ствия с водо­свя­ти­ем про­цес­сия, сопро­вож­да­е­мая мас­сой наро­да, дви­ну­лась вдоль мона­стыр­ских стен и обо­шла кру­гом свя­той мона­стырь. Этим закон­чи­лось цер­ков­ное тор­же­ство празд­ни­ка; затем начал­ся празд­ник народ­ный» [9].

Брат­ский кор­пус – един­ствен­ное зда­ние быв­ше­го Игриц­ко­го мона­сты­ря, сохра­нив­ше­е­ся до наших дней.
Фото 2020 года.

Рево­лю­ци­он­ные собы­тия ХХ века пре­рва­ли мир­ную жизнь оби­те­ли на реке Песочне. Игриц­кий мона­стырь был закрыт вла­стя­ми, мона­стыр­ские церк­ви ста­ли при­ход­ски­ми и так­же посте­пен­но закры­ва­лись, а в 1934 году [10] пре­кра­ти­лись бого­слу­же­ния в послед­ней дей­ство­вав­шей церк­ви оби­те­ли – Николь­ской. Чудо­твор­ная Игриц­кая-Смо­лен­ская ико­на Бого­ма­те­ри вме­сте с кио­том и неко­то­рые дру­гие свя­ты­ни мона­сты­ря были пере­не­се­ны в Вос­кре­сен­скую цер­ковь села Любов­ни­ко­во, где служ­бы совер­ша­лись на про­тя­же­нии все­го ХХ века. Здесь ико­на пре­бы­ва­ла до 1982 года, когда в ночь на 17 апре­ля ее похи­ти­ли; с того вре­ме­ни мы ниче­го не зна­ем о судь­бе это­го чудо­твор­но­го обра­за Цари­цы Небес­ной [11]. После похи­ще­ния Игриц­кой ико­ны ее место в кио­те заня­ла точ­ная копия чудо­твор­но­го обра­за, так­же пере­не­сен­ная в Любов­ни­ко­во из закры­той обители.

Лице­вая и обо­рот­ная сто­ро­ны (без риз) спис­ка чудо­твор­ной ико­ны, ныне хра­ня­ще­го­ся в Алек­сан­дро-Анто­ни­нов­ской церк­ви горо­да Костро­мы. Фото­гра­фии сде­ла­ны в 2015 году после рестав­ра­ции образа.

В 1993 году толь­ко за одно лето в Вос­кре­сен­скую цер­ковь села Любов­ни­ко­во три­жды про­ни­ка­ли воры, поэто­му при­ход­ской совет решил выне­сти копию чудо­твор­ной ико­ны из церк­ви и укрыть ее в надеж­ном месте, что­бы не лишить­ся и это­го лика Божи­ей Мате­ри. Хра­ни­тель­ни­цей спис­ка чудо­твор­но­го обра­за ста­ла житель­ни­ца дерев­ни Зару­би­но Е.М. Гав­ри­ло­ва (+ 2007), пса­лом­щи­ца и каз­на­чей Вос­кре­сен­ской церк­ви. Когда Еле­на Михай­лов­на ско­ро­по­стиж­но скон­ча­лась, при­хо­жане и духо­вен­ство, знав­шие о судь­бе это­го спис­ка, при­ня­ли реше­ние пере­дать ико­ну в один из город­ских хра­мов, что­бы она ста­ла доступ­ной для покло­не­ния веру­ю­щих. По согла­со­ва­нию со свя­щен­но­на­ча­ли­ем Костром­ской епар­хии этот спи­сок Игриц­ко­го чудо­твор­но­го обра­за в фев­ра­ле 2008 года был пере­дан в Алек­сан­дро-Анто­ни­нов­скую цер­ковь горо­да Костро­мы, где пре­бы­ва­ет и ныне. Про­ве­ден­ная рестав­ра­ция спис­ка поз­во­ля­ет сей­час пред­ста­вить в точ­но­сти, как выгля­дел сам чудо­твор­ный образ. С это­го спис­ка, в свою оче­редь, так­же пишут­ся копии – как ико­на, напи­сан­ная для Вос­кре­сен­ской церк­ви села Любов­ни­ко­во и ныне нахо­дя­ща­я­ся в исто­ри­че­ском кио­те чудо­твор­но­го обра­за; имен­но с этой ико­ной еже­год­но 10 авгу­ста совер­ша­ет­ся крест­ный ход из села Любов­ни­ко­во в дерев­ню Песоч­ное, к месту явле­ния свя­ты­ни в XVII столетии.

Сле­ва – спи­сок чудо­твор­ной ико­ны (в ризе), хра­ня­щий­ся в Алек­сан­дро-Анто­ни­нов­ской церк­ви горо­да Костро­мы, фото 2015 года. Спра­ва – совре­мен­ный спи­сок, пре­бы­ва­ю­щий в Вос­кре­сен­ской церк­ви села Любов­ни­ко­во, фото 2020 года.

В 2015 году сотруд­ни­ки Костром­ско­го музея-запо­вед­ни­ка выяви­ли еще один спи­сок чудо­твор­ной Игриц­кой ико­ны, создан­ный в XVIII веке и посту­пив­ший на рестав­ра­цию из Буй­ско­го фили­а­ла музея. Этот спи­сок, в отли­чие от чудо­твор­но­го, несколь­ко мень­ше­го раз­ме­ра и одно­сто­рон­ний – то есть без обо­рот­но­го изоб­ра­же­ния свя­ти­те­ля Николая.

Спи­сок чудо­твор­ной ико­ны XVIII века в про­цес­се рестав­ра­ции, фото 2015 года.

10 авгу­ста 2024 года в Свя­то-Тро­иц­ком Ипа­тьев­ском муж­ском мона­сты­ре горо­да Костро­мы состо­я­лась пере­да­ча в дар Костром­ской епар­хии еще одно­го спис­ка с чудо­твор­но­го Игриц­ко­го обра­за Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы – ико­ны, напи­сан­ной в кон­це XVIII века и явля­ю­щей­ся копи­ей свя­ты­ни «мера в меру» (но одно­сто­рон­ней, без изоб­ра­же­ния на обороте).

Спи­сок чудо­твор­ной ико­ны, пере­дан­ный Костром­ской епар­хии 10 авгу­ста 2024 года.

При­ме­ча­ния

1. До недав­не­го вре­ме­ни датой явле­ния Игриц­кой ико­ны счи­тал­ся 1624 год; имен­но этот год ука­зы­ва­ет­ся в Ска­за­нии о явле­нии и чуде­сах ико­ны, напи­сан­ном в XVII веке. Одна­ко еще в 1851 году инспек­тор Костром­ской духов­ной семи­на­рии Д.Ф. При­луц­кий, состав­ляв­ший исто­ри­че­ское опи­са­ние Игриц­кой оби­те­ли, обна­ру­жил в мона­стыр­ском архи­ве доку­мен­ты (в част­но­сти, чело­бит­ную 1642 года стро­и­те­ля оби­те­ли стар­ца Гурия с бра­ти­ей на имя царя Миха­и­ла Фео­до­ро­ви­ча), сви­де­тель­ство­вав­шие: явле­ние ико­ны про­изо­шло в 1622 году, а уже в 1623 году Игриц­кий мона­стырь суще­ство­вал и зани­мал­ся хозяй­ствен­ной дея­тель­но­стью. Види­мо, неточ­ная дата появи­лась в Ска­за­нии пото­му, что имен­но в 1624 году пат­ри­арх Фила­рет бла­го­сло­вил стро­ить в Игри­щах новую цер­ковь вза­мен вет­хой Николь­ской. К сожа­ле­нию, сочи­не­ние Д.Ф. При­луц­ко­го было опуб­ли­ко­ва­но лишь в 2015 году, и толь­ко сей­час мы можем вне­сти поправ­ку в исто­рию Игриц­кой оби­те­ли и чудо­твор­но­го обра­за Бого­ма­те­ри. Подроб­нее об этом и дру­гих вопро­сах, свя­зан­ных с исто­ри­ей чудо­твор­ной ико­ны, мож­но про­чи­тать в моно­гра­фии: Семе­но­ва А.В. Игриц­кий мона­стырь и его свя­ты­ня. Костро­ма, 2015
2. На месте уро­чи­ща Игри­щи сей­час нахо­дит­ся дерев­ня Песоч­ное Костром­ско­го рай­о­на (при­мер­но 15 км от Костро­мы по доро­ге на Яро­славль), а в един­ствен­ном сохра­нив­шем­ся зда­нии преж­ней Бого­ро­диц­кой Игриц­кой оби­те­ли рас­по­ло­же­но Игриц­кое подво­рье Свя­то-Тро­иц­ко­го Ипа­тьев­ско­го муж­ско­го мона­сты­ря горо­да Костромы.
3. Камен­ный Тро­иц­кий собор рас­по­ла­гал­ся в Костром­ском крем­ле рядом с глав­ным хра­мом горо­да, камен­ным Успен­ским собо­ром, и был разо­бран после пожа­ра 1773 года.
4. Повесть о чудо­твор­ной иконе Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы в новой пусты­ни на реке Песочне // Семе­но­ва А.В. Игриц­кий мона­стырь и его свя­ты­ня. Костро­ма, 2015. C. 175.
5. Постро­ен­ная еще в пер­вой поло­вине XVII века, эта надврат­ная цер­ковь была в 1671 году пере­не­се­на на дру­гую сто­ро­ну огра­ды оби­те­ли, а в 1811 году ее разо­бра­ли как обвет­шав­шую. Вза­мен этой надврат­ной церк­ви в честь тех же угод­ни­ков Божи­их в камен­ной мона­стыр­ской коло­кольне был устро­ен храм, освя­щен­ный в 1826 году.
6. [Пре­об­ра­жен­ский И.Д.] Руко­пи­си Бого­ро­диц­ко­го Игриц­ко­го мона­сты­ря, что на р. Песочне // Костром­ская ста­ри­на : Сбор­ник, изда­ва­е­мый Костром­ской губерн­ской уче­ной архив­ной комис­си­ей. Вып. 3. Костро­ма, 1894. Отд. I. С. 78.
7. Хра­мо­вой празд­ник 28 июля в Бого­ро­диц­ко-Игриц­ком, что на реке Песочне, мона­сты­ре // Костром­ские епар­хи­аль­ные ведо­мо­сти. 1900. № 16. Отдел II, часть неофи­ци­аль­ная. С. 453.
8. Епи­скоп Костром­ской и Галич­ский Вис­са­ри­он (Неча­ев) управ­лял Костром­ской епар­хи­ей в 1891–1905 годах. 
9. Хра­мо­вой празд­ник 28 июля в Бого­ро­диц­ко-Игриц­ком, что на реке Песочне, мона­сты­ре // Костром­ские епар­хи­аль­ные ведо­мо­сти. 1900. № 16. Отдел II, часть неофи­ци­аль­ная. С. 458–459.
10. Вре­мя это­го собы­тия уста­нов­ле­но при­бли­зи­тель­но, по вос­по­ми­на­ни­ям ста­ро­жи­лов. Не исклю­че­но, что закры­тие Николь­ской церк­ви состо­я­лось годом ранее – в 1933 году.
11. Подроб­нее см. в раз­де­ле «Исто­рия»

 

Смот­ри­те также:

О вре­ме­ни явле­ния чудо­твор­ной Игриц­кой ико­ны Божи­ей Мате­ри. Исто­ри­че­ская справка

Рома­но­ва А.А. К исто­рии Игриц­ко­го мона­сты­ря и спис­ка чудо­твор­ной ико­ны Смо­лен­ской Бого­ма­те­ри. [Мате­ри­а­лы для пуб­ли­ка­ции в жур­на­ле «Вест­ник цер­ков­ной исто­рии», 30.11.2015]

– Семе­но­ва А.В. Игриц­кий мона­стырь и его свя­ты­ня. Костро­ма: Костром­ская епар­хия Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, 2015. – 280 с. [В при­ло­же­ни­ях опуб­ли­ко­ва­ны тек­сты Ска­за­ния (раз­лич­ные редак­ции) и исто­ри­че­ские опи­са­ния Игриц­ко­го монастыря] 

– Семе­но­ва А.В. Спи­сок с чудо­твор­ной Игриц­кой ико­ны Божи­ей Мате­ри, выяв­лен­ный в 2015 году

– Семе­но­ва А.В. Чуде­са Игриц­кой ико­ны Божи­ей Мате­ри (новые материалы)

– Ска­за­ние о явле­нии и чуде­сах Игриц­кой ико­ны Божи­ей Мате­ри: ранее не пуб­ли­ко­вав­ши­е­ся списки