Чудотворная Игрицкая икона Божией Матери
Чудотворная Игрицкая, или Игрицкая-Смоленская икона Божией Матери на протяжении четырех веков является не только чтимой святыней Костромской земли и всей Православной Руси, но и главной святыней для окрестностей Воскресенской церкви села Любовниково. С 1934 по 1982 год она хранилась в нашем храме, и день ее церковного чествования – 10 августа (по новому стилю) – стал важнейшим событием приходской жизни, привлекавшим в Любовниково многочисленных богомольцев. И сейчас, когда место нахождения похищенного в 1982 году чудотворного образа Царицы Небесной неизвестно, традиции почитания нашей святыни не прерываются, благоговейно хранятся духовенством и верующими.
История Игрицкой иконы Богоматери открывается событиями 12 июня (по старому стилю) 1622 года [1], когда пастухи из деревни Савинской, пасшие скот боярского сына Емелиана Исаева, прозывавшегося Севрюк, пришли в урочище Игрищи [2] и решили зайти в ветхий местный храм. Здесь некогда был погост с деревянной Никольской церковью, однако в результате губительной эпидемии моровой язвы (чумы) 1570–1571 годов Игрищи и их окрестности полностью обезлюдели, жителей здесь не стало (между тем ранее эта местность, судя даже по названию, была весьма населенной: исследователи согласно отмечают – слово «Игрищи» указывает, что здесь в старину происходили народные игры, то есть празднества отчасти языческого характера). В течение полувека лишенная богослужений и прихожан, деревянная Никольская церковь на погосте уже близилась к разрушению. Каково же было удивление пастухов, когда, зайдя в заброшенную церковь, они увидели в алтаре храма прекрасную икону Божией Матери, выглядевшую совершенно новой, как будто только что написанной!
Изумленные случившимся, пастухи поспешили к своему хозяину Емелиану Исаеву и поведали ему о явлении иконы. К тому времени Емелиан уже более пяти лет страдал слепотой, истратил немалые средства на врачей, но никакое лечение ему не помогало. Выслушав рассказ слуг, он решил отправиться в Игрищи, надеясь, что молитва пред чудесно явившимся образом поможет ему исцелиться от болезни. С собой Емелиан позвал своего духовника, священника Троицкого собора Костромского кремля Феодора [3], близких и соседей, чтобы и они помолились о болящем.
Достигнув урочища Игрищи, путешественники своими глазами увидели необыкновенную икону Богоматери. Отец Феодор совершил пред явленным образом молебен с водоосвящением. Когда же священник начал кропить водой саму икону, то, к удивлению всех молящихся, вода стала впитываться в образ Пресвятой Богородицы «яко в губу» (как в губку), но на очах Пречистой задерживалась, не впитывалась и не стекала («на долг час стояше»); а затем вдруг вода потекла с очей Богоматери «яко струя». Отец Феодор собрал воду, стекавшую с иконы, окропил ею слепого Емелиана Севрюка – и свершилось чудо: больной прозрел, «яко николиже боле очима своима».
Известие об этих чудесных событиях – явлении дивной иконы и исцелении слепого Емелиана Севрюка – быстро облетело Кострому и ее окрестности. Уже через три недели, 2 июля (по старому стилю) 1622 года, когда отмечался праздник Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, в Игрищи сошлось множество народа: мужчины и женщины с детьми, даже с грудными младенцами. Тогда же стали совершаться и другие чудесные исцеления по молитвам пред явленной иконой. Сказание о явлении и чудесах этого чудотворного образа повествует (в одной из своих редакций):
«… и в то время начаша бывати многоразличная чюдеса от тоя святыя и чюдотворныя иконы. И мнози недужни в то время прияша исцеления, о нихже пространно пишется во обители оной» [4].
На месте явления святыни, в заброшенном Никольском погосте урочища Игрищи при речке Песочне (Песошне), была основана иноческая обитель – Богородицкий Игрицкий мужской монастырь. Поскольку Никольская церковь совершенно обветшала, патриарх Московский и всея Руси Филарет в 1624 году преподал благословение на строительство здесь новой церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери с приделом во имя святителя и чудотворца Николая.
Важно отметить, что по своей иконографии Игрицкий образ Пресвятой Богородицы принадлежит к распространенному иконописному типу «Одигитрия» («Путеводительница»), именуемому также Смоленским. Не удивительно поэтому, что новый храм в Игрицкой обители был посвящен Смоленской иконе Богоматери, а главным монастырским праздником в честь явленной святой иконы стал день 28 июля (по старому стилю), празднование Смоленскому образу Царицы Небесной. Именование «Игрицкая» применительно к чудотворной иконе исторически употреблялось редко, обычно ее называли просто Смоленской; так и сейчас в просторечии говорят наши прихожане. Однако воспоминание о событии явления чудотворной иконы сохранялось в посвящении надвратного храма Игрицкой обители, устроенного в честь преподобных Онуфрия Великого и Петра Афонского – угодников Божиих, чья память отмечается Церковью 12 июня (по старому стилю), в день явления Игрицкого образа Богоматери [5].
Первое известное нам описание чудотворной Игрицкой-Смоленской иконы, хранившейся в деревянной Смоленской церкви, встречается в костромских писцовых книгах 1627–1628 годов:
«Образ чюдотворной Пречистыя Богородицы Одигитрия, а назади того образа написан образ Николы чюдотворца, стоит в киоте, обложен серебром басмою, венец резной, да в прикладе двадцать пять гривен басмяных, да двенадцать крестов серебряных, да у образа Пречистыя Богородицы пелена камчата, а на ней шито золотом» [6].
Здесь отмечена характерная особенность чудотворного образа: он был двухсторонним, имел на лицевой стороне икону Божией Матери, а на оборотной – изображение святителя и чудотворца Николая.
Подробное изложение событий 1622 года и чудес, совершавшихся по молитвам пред чудотворным Игрицким образом Богоматери, содержится в Сказании о явлении и чудесах иконы, составленном в XVII столетии и сохранившемся до нашего времени в нескольких редакциях. Самый известный и наиболее ранний (из известных нам) список Сказания входит в состав рукописной книги, созданной в 1665 году насельником костромского Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря старцем (монахом) Филаретом Рытаровским и ныне хранящейся в Государственном архиве Костромской области.
В 1687 году в Игрицкой обители началось строительство каменной церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери, завершившееся спустя пять лет. С того времени чудотворная икона пребывала здесь, в Смоленской церкви, в особом киоте. В 1792 году было положено начало традиции ежегодного принесения чудотворной Игрицкой-Смоленской иконы Пресвятой Богородицы в Кострому. В среду первой недели Петрова поста святыню торжественно выносили из обители крестным ходом, который шел до Костромы (примерно 15 км) и останавливался на правом берегу Волги напротив города. Духовенство переправлялось с иконой через Волгу к Московской заставе и шло к Михаило-Архангельскому храму на волжской набережной. К этому времени сюда из Успенского собора Костромского кремля приходил городской крестный ход с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери. Объединившись у Архангельской церкви, участники процессии со святынями возвращались в кремлевский Успенский собор, откуда после литургии чудотворный Игрицкий образ Царицы Небесной переносили в Богоотцовскую церковь, построенную на месте древнего соборного храма во имя святого великомученика Феодора Стратилата. Здесь Игрицкая икона пребывала до 27 июля (по старому стилю) – кануна главного монастырского празднования, а 27 июля ее столь же торжественным крестным ходом возвращали в обитель на Песочне.
Впоследствии чудотворный образ стали ежегодно приносить в Кострому еще и зимой; Игрицкая икона каждый год путешествовала также в город Нерехту, в села Левашово и Писцово, посещала близлежащие к Богородицкому Игрицкому монастырю селения. Видимо, в связи с этими перенесениями святыни из обители в конце XVIII – начале XIX веков была написана ее точная копия, заменявшая Игрицкий образ Богоматери (на время его отсутствия) в киоте, находящемся в Смоленской церкви монастыря.
Празднование Игрицкой-Смоленской иконе Пресвятой Богородицы 28 июля (по старому стилю) собирало в Игрицкую обитель множество паломников. Автор очерка «Храмовой праздник 28 июля в Богородицко-Игрицком, что на реке Песочне, монастыре», опубликованном в 1900 году в «Костромских епархиальных ведомостях», свидетельствовал:
«Еще накануне праздника, к вечеру, начинает замечаться большое движение богомольцев по пути из Костромы в монастырь; на Ярославском бывшем почтовом тракте то и дело попадаются группы пешеходов и подводы, наполненные желающими поклониться чудотворному образу людьми; такие же подводы стоят на городском берегу Волги у перевозной пристани, ожидая переправы за реку» [7].
Сам праздник в очерке описывался так:
«В 9 часов раздался благовест к литургии. Едва только раздался первый мощный удар монастырского колокола, как толпы народа поднялись, начали креститься, заволновались и двинулись в монастырь, наполняя ворота и неширокую монастырскую ограду. По благовесту прибыл из своей летней резиденции преосвященный Виссарион [8], который и совершил литургию в сослужении с монастырской братией. За литургией пели два хора – архиерейский и монастырский. Небольшой монастырский храм далеко не мог вместить всех пришедших на праздник богомольцев; не попавшие в храм расположились близ окон и дверей храма и в монастырской ограде. Литургия кончилась в первом часу; вслед за литургией при торжественном звоне колоколов из монастырских ворот показался, ярко блистая на солнце хоругвями, крестный ход, направившийся к близ стоящей каменной часовне, выстроенной на месте целебного источника. После совершения здесь краткого молебствия с водосвятием процессия, сопровождаемая массой народа, двинулась вдоль монастырских стен и обошла кругом святой монастырь. Этим закончилось церковное торжество праздника; затем начался праздник народный» [9].
Революционные события ХХ века прервали мирную жизнь обители на реке Песочне. Игрицкий монастырь был закрыт властями, монастырские церкви стали приходскими и также постепенно закрывались, а в 1934 году [10] прекратились богослужения в последней действовавшей церкви обители – Никольской. Чудотворная Игрицкая-Смоленская икона Богоматери вместе с киотом и некоторые другие святыни монастыря были перенесены в Воскресенскую церковь села Любовниково, где службы совершались на протяжении всего ХХ века. Здесь икона пребывала до 1982 года, когда в ночь на 17 апреля ее похитили; с того времени мы ничего не знаем о судьбе этого чудотворного образа Царицы Небесной [11]. После похищения Игрицкой иконы ее место в киоте заняла точная копия чудотворного образа, также перенесенная в Любовниково из закрытой обители.
В 1993 году только за одно лето в Воскресенскую церковь села Любовниково трижды проникали воры, поэтому приходской совет решил вынести копию чудотворной иконы из церкви и укрыть ее в надежном месте, чтобы не лишиться и этого лика Божией Матери. Хранительницей списка чудотворного образа стала жительница деревни Зарубино Е.М. Гаврилова (+ 2007), псаломщица и казначей Воскресенской церкви. Когда Елена Михайловна скоропостижно скончалась, прихожане и духовенство, знавшие о судьбе этого списка, приняли решение передать икону в один из городских храмов, чтобы она стала доступной для поклонения верующих. По согласованию со священноначалием Костромской епархии этот список Игрицкого чудотворного образа в феврале 2008 года был передан в Александро-Антониновскую церковь города Костромы, где пребывает и ныне. Проведенная реставрация списка позволяет сейчас представить в точности, как выглядел сам чудотворный образ. С этого списка, в свою очередь, также пишутся копии – как икона, написанная для Воскресенской церкви села Любовниково и ныне находящаяся в историческом киоте чудотворного образа; именно с этой иконой ежегодно 10 августа совершается крестный ход из села Любовниково в деревню Песочное, к месту явления святыни в XVII столетии.
В 2015 году сотрудники Костромского музея-заповедника выявили еще один список чудотворной Игрицкой иконы, созданный в XVIII веке и поступивший на реставрацию из Буйского филиала музея. Этот список, в отличие от чудотворного, несколько меньшего размера и односторонний – то есть без оборотного изображения святителя Николая.
10 августа 2024 года в Свято-Троицком Ипатьевском мужском монастыре города Костромы состоялась передача в дар Костромской епархии еще одного списка с чудотворного Игрицкого образа Пресвятой Богородицы – иконы, написанной в конце XVIII века и являющейся копией святыни «мера в меру» (но односторонней, без изображения на обороте).
Примечания
1. До недавнего времени датой явления Игрицкой иконы считался 1624 год; именно этот год указывается в Сказании о явлении и чудесах иконы, написанном в XVII веке. Однако еще в 1851 году инспектор Костромской духовной семинарии Д.Ф. Прилуцкий, составлявший историческое описание Игрицкой обители, обнаружил в монастырском архиве документы (в частности, челобитную 1642 года строителя обители старца Гурия с братией на имя царя Михаила Феодоровича), свидетельствовавшие: явление иконы произошло в 1622 году, а уже в 1623 году Игрицкий монастырь существовал и занимался хозяйственной деятельностью. Видимо, неточная дата появилась в Сказании потому, что именно в 1624 году патриарх Филарет благословил строить в Игрищах новую церковь взамен ветхой Никольской. К сожалению, сочинение Д.Ф. Прилуцкого было опубликовано лишь в 2015 году, и только сейчас мы можем внести поправку в историю Игрицкой обители и чудотворного образа Богоматери. Подробнее об этом и других вопросах, связанных с историей чудотворной иконы, можно прочитать в монографии: Семенова А.В. Игрицкий монастырь и его святыня. Кострома, 2015.
2. На месте урочища Игрищи сейчас находится деревня Песочное Костромского района (примерно 15 км от Костромы по дороге на Ярославль), а в единственном сохранившемся здании прежней Богородицкой Игрицкой обители расположено Игрицкое подворье Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря города Костромы.
3. Каменный Троицкий собор располагался в Костромском кремле рядом с главным храмом города, каменным Успенским собором, и был разобран после пожара 1773 года.
4. Повесть о чудотворной иконе Пресвятой Богородицы в новой пустыни на реке Песочне // Семенова А.В. Игрицкий монастырь и его святыня. Кострома, 2015. C. 175.
5. Построенная еще в первой половине XVII века, эта надвратная церковь была в 1671 году перенесена на другую сторону ограды обители, а в 1811 году ее разобрали как обветшавшую. Взамен этой надвратной церкви в честь тех же угодников Божиих в каменной монастырской колокольне был устроен храм, освященный в 1826 году.
6. [Преображенский И.Д.] Рукописи Богородицкого Игрицкого монастыря, что на р. Песочне // Костромская старина : Сборник, издаваемый Костромской губернской ученой архивной комиссией. Вып. 3. Кострома, 1894. Отд. I. С. 78.
7. Храмовой праздник 28 июля в Богородицко-Игрицком, что на реке Песочне, монастыре // Костромские епархиальные ведомости. 1900. № 16. Отдел II, часть неофициальная. С. 453.
8. Епископ Костромской и Галичский Виссарион (Нечаев) управлял Костромской епархией в 1891–1905 годах.
9. Храмовой праздник 28 июля в Богородицко-Игрицком, что на реке Песочне, монастыре // Костромские епархиальные ведомости. 1900. № 16. Отдел II, часть неофициальная. С. 458–459.
10. Время этого события установлено приблизительно, по воспоминаниям старожилов. Не исключено, что закрытие Никольской церкви состоялось годом ранее – в 1933 году.
11. Подробнее см. в разделе «История».
Смотрите также:
– О времени явления чудотворной Игрицкой иконы Божией Матери. Историческая справка
– Семенова А.В. Игрицкий монастырь и его святыня. Кострома: Костромская епархия Русской Православной Церкви, 2015. – 280 с. [В приложениях опубликованы тексты Сказания (различные редакции) и исторические описания Игрицкого монастыря]
– Семенова А.В. Список с чудотворной Игрицкой иконы Божией Матери, выявленный в 2015 году
– Семенова А.В. Чудеса Игрицкой иконы Божией Матери (новые материалы)