Из истории Воскресенской церкви села Любовниково

Вос­кре­сен­ская цер­ковь села Любов­ни­ко­во в день празд­но­ва­ния в честь чудо­твор­ной Игриц­кой-Смо­лен­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри 10 авгу­ста 2020 года.

Впер­вые село Любов­ни­ко­во, или «Песоч­ное мень­шое», упо­ми­на­ет­ся в исто­ри­че­ских доку­мен­тах 1678 года как «посе­лен­ное вновь на пусто­ши». В 1679 году здесь име­лась дере­вян­ная цер­ковь в честь Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва, кото­рую постро­ил вла­де­лец села бояр­ский сын Васи­лий Ива­но­вич Ско­ро­бо­га­тов. 

«Цер[ковь] Воскр[есение] Хри­сто­во, что в селе Любов­ни­ко­ве в поме­стье Васи­лия Ско­ро­бо­га­то­ва дани по 10 ал[тын] заез­да по гривне на год и те день­ги взя­то, пла­тил стар[оста] попов[ский] поп Анти­па да фев­ра­ля в 28 день те день­ги на нынеш­ней 187 [1679] г. 13 алт[ын] 2 д[еньги] взя­то, пла­тил стар[оста] попов[ский] поп Федор» [1].

«186 [1678] г. в поме­стье Васи­лья Иванов[ича] Ско­ро­бо­га­то­ва село Любов­ни­ко­во, посе­лен­ное вновь на пустоши.

1730 г. мар­та 11 Васи­лье­ва вот­чи­на Ско­ро­бо­га­то­ва, что в 199 [1691] г. по заклад­ной его и по про­сроч­ке справ­ле­но за бра­том его Яко­вом, село Песоч­ное мень­шое, а Любов­ни­ко­во тож, отка­за­но ему ж Яко­ву» [2].

Вос­кре­сен­ская цер­ковь села Любов­ни­ко­во. Фото 2021 года.

Про­ис­хож­де­ние име­но­ва­ния села – Любов­ни­ко­во – объ­яс­нить пока не уда­ет­ся. Мож­но лишь отме­тить, что село с таким же назва­ни­ем, но в Рязан­ской обла­сти име­ну­ет­ся по фами­лии зем­ле­вла­дель­цев из тех мест, слу­жи­лых людей Любов­ни­ко­вых [3].

На рубе­же семидесятых–восьмидесятых годов XVIII века попе­че­ни­ем при­хо­жан вза­мен дере­вян­но­го хра­ма в Любов­ни­ко­во была постро­е­на одно­гла­вая камен­ная цер­ковь с шатро­вой коло­коль­ней и дву­мя пре­сто­ла­ми: в честь Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва (в лет­нем хра­ме) и во имя свя­ти­те­ля и чудо­твор­ца Нико­лая (в зим­нем хра­ме). Ее освя­ще­ние состо­я­лось в 1781 году. В XIX веке вбли­зи села нахо­ди­лась при­над­ле­жав­шая П.И. Кулом­зи­ну усадь­ба с гос­под­ским дере­вян­ным домом. 

Сле­ва – преж­ний лет­ний храм с пре­сто­лом в честь Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва, спра­ва – преж­ний зим­ний храм с пре­сто­лом во имя свя­ти­те­ля и чудо­твор­ца Нико­лая (сей­час, после устрой­ства в церк­ви совре­мен­но­го отоп­ле­ния, лет­ний храм на зиму не закры­ва­ет­ся). Фото 2021 года.

В ката­ло­ге «Памят­ни­ки архи­тек­ту­ры Костром­ской обла­сти» (выпуск II, издан в 2000 году) архи­тек­тур­ные осо­бен­но­сти Вос­кре­сен­ской церк­ви и ее убран­ство опи­сы­ва­ют­ся так:

«Харак­тер­ный для костром­ско­го реги­о­на при­мер сель­ской при­ход­ской церк­ви кон­ца XVIII века, архи­тек­ту­ра кото­рой соче­та­ет чер­ты позд­не­го барок­ко (храм и тра­пез­ная) и тра­ди­ции зод­че­ства XVII века (коло­коль­ня). Сто­ит на север­ном краю села на клад­би­ще. Во 2‑й поло­вине XVII – 1‑й поло­вине XVIII веков село Любов­ни­ко­во (Песоч­ное мень­шое тож) нахо­ди­лось в вот­чине Ско­ро­бо­га­то­вых. Суще­ству­ю­щая цер­ковь с при­де­лом свя­ти­те­ля Нико­лая постро­е­на из кир­пи­ча в 1781 году. 

Про­доль­но-осе­вая ком­по­зи­ция церк­ви состо­ит из одно­гла­во­го хра­ма, гра­не­ной апси­ды с полу­кру­жи­ем, попе­реч­но вытя­ну­той тра­пез­ной и шатро­вой коло­коль­ни. Дву­свет­ный чет­ве­рик хра­ма завер­шен вось­ми­гран­ным све­то­вым бара­ба­ном с луко­вич­ной глав­кой. Тра­пез­ная име­ет скруг­лен­ные восточ­ные углы. Над чет­ве­ри­ком ниж­не­го яру­са коло­коль­ни постав­лен двухъ­ярус­ный вось­ме­рик, несу­щий шатер с луко­вич­ной глав­кой. Фаса­ды хра­ма в три оси про­емов рас­чле­не­ны пиляст­ра­ми боль­шо­го орде­ра. В сред­нем пряс­ле фаса­дов рас­по­ло­жен вход­ной про­ем с луч­ко­вой пере­мыч­кой. Такие же пере­мыч­ки име­ют окна вто­ро­го све­та. Ниж­ние окна – ароч­ные. Все про­емы оформ­ле­ны рамоч­ны­ми налич­ни­ка­ми с уша­ми и акцен­ти­ро­ва­ны клин­ча­ты­ми зам­ка­ми. Вер­ти­каль­ные филен­ки свя­зы­ва­ют ниж­ние и верх­ние про­емы в еди­ные вер­ти­каль­ные чле­не­ния, что под­чер­ки­ва­ет строй­ность про­пор­ций фасад­ной ком­по­зи­ции. Углы чет­ве­ри­ка, как и угло­вые пиляст­ры апси­ды, обра­бо­та­ны рустом. Окна алта­ря, подоб­но про­емам хра­ма, заклю­че­ны в рамоч­ные налич­ни­ки с уша­ми, но отли­ча­ют­ся более раз­ви­ты­ми зам­ка­ми и завер­ша­ют­ся луч­ко­вы­ми про­фи­ли­ро­ван­ны­ми сан­д­ри­ка­ми. Ана­ло­гич­ную фор­му и декор име­ют окна тра­пез­ной, фаса­ды кото­рой рас­чле­не­ны пиляст­ра­ми. Пла­сти­ку сте­ны уси­ли­ва­ют актив­ные рас­кре­пов­ки антаб­ле­мен­та с мно­го­об­лом­ным кар­ни­зом. Пер­вый ярус коло­коль­ни с круп­ны­ми ароч­ны­ми про­ема­ми цели­ком покрыт лен­точ­ным рустом. Вось­ми­гран­ный столп делит­ся кар­ни­зом на два яру­са. Ниж­ний – глу­хой, углы его охва­че­ны пиляст­ра­ми, верх­ний про­ре­зан арка­ми зво­на. Гра­ни шат­ра, раз­де­лен­ные гур­та­ми, рас­чле­не­ны дву­мя ряда­ми слу­хов. Ниж­ние слу­хи име­ют коро­бо­вые пере­мыч­ки и завер­ше­ны щип­ца­ми, верх­ние – круг­лые. 

Храм пере­крыт сомкну­тым четы­рех­лот­ко­вым сво­дом с круг­лым отвер­сти­ем бара­ба­на. В апси­де – коро­бо­вый свод с тре­мя восточ­ны­ми лот­ка­ми и щеко­вы­ми рас­па­луб­ка­ми над окна­ми. Бес­столп­ная тра­пез­ная пере­кры­та лот­ко­вым сво­дом с круп­ны­ми рас­па­луб­ка­ми над вход­ны­ми про­ема­ми и неболь­ши­ми щеко­вы­ми рас­па­луб­ка­ми над окна­ми. Лест­ни­ца на коло­коль­ню рас­по­ло­же­на в тол­ще севе­ро-восточ­но­го пило­на пер­во­го яру­са. 

В церк­ви сохра­ни­лись три дере­вян­ных рез­ных ико­но­ста­са 2‑й поло­ви­ны XIX века в фор­мах эклек­ти­ки. Глав­ный пяти­ярус­ный ико­но­стас выкра­шен в свет­ло-зеле­ный цвет, дета­ли позо­ло­че­ны. Ико­ны в рядах раз­де­ле­ны виты­ми колон­ка­ми. Ико­но­стас име­ет мно­го­ло­паст­ные киле­вид­ные завер­ше­ния. Одно­ярус­ные раз­лич­ные по ком­по­зи­ции ико­но­ста­сы в тра­пез­ной окра­ше­ны в серо-голу­бой цвет, дета­ли позо­ло­че­ны. Их убран­ство состав­ля­ют витые колон­ки и наклад­ной рас­ти­тель­ный орна­мент. 

Сте­ны и сво­ды церк­ви покры­ты мас­ля­ной живо­пи­сью 2‑й поло­ви­ны XIX века. На сво­де чет­ве­ри­ка, в соот­вет­ствии со струк­ту­рой пере­кры­тия, рас­по­ло­же­но четы­ре ком­по­зи­ции: “Вос­кре­се­ние”, “Воз­не­се­ние Хри­сто­во”, “Кре­ще­ние” и “Пре­об­ра­же­ние”. На север­ной и южной сте­нах хра­ма меж­ду окна­ми вто­ро­го све­та изоб­ра­же­ны мос­ков­ские мит­ро­по­ли­ты: Филипп, Иона, Петр и Алек­сей, а ниже боль­шие ком­по­зи­ции “Исце­ле­ние 10 про­ка­жен­ных” и “Вве­де­ние во храм”. На запад­ной стене поме­щен “Вход в Иеру­са­лим” (в цен­тре), а по сто­ро­нам “Несе­ние кре­ста” и “Вос­кре­ше­ние Лаза­ря”. Ниже по сто­ро­нам про­ема, веду­ще­го в тра­пез­ную, изоб­ра­же­ны “Сре­те­ние” и “Рож­де­ство Хри­сто­во”. Свод тра­пез­ной зани­ма­ют “Ново­за­вет­ная Тро­и­ца” в цен­тре и четы­ре ком­по­зи­ции по сто­ро­нам: “Бла­го­ве­ще­ние”, “Воз­дви­же­ние”, “Бла­го­сло­ве­ние детей”, “Рож­де­ство Бого­ро­ди­цы”, а так­же четы­ре еван­ге­ли­ста в оваль­ных меда­льо­нах» [4].

Внут­рен­ний вид Вос­кре­сен­ской церк­ви. Фото 2021 года.

В «Ста­ти­сти­че­ском опи­са­нии собо­ров и церк­вей Костром­ской епар­хии», состав­лен­ном про­то­и­е­ре­ем Иоан­ном Беля­е­вым и издан­ном в Санкт-Петер­бур­ге в 1863 году, о церк­ви в Любов­ни­ко­во гово­рит­ся: 

«Вос­кре­се­ния Иису­са Хри­ста, села Любов­ни­ко­ва. Камен­ная, с такой же коло­коль­ней, постро­е­на 1781 года. Пре­сто­лы: в сла­ву Вос­кре­се­ния Иису­са Хри­ста из мерт­вых и в честь свя­ти­те­ля Нико­лая. Прич­та по шта­ту: свя­щен­ник, дья­чок и поно­марь. Жало­ва­нья штат­но­му при­чту 150 руб­лей. Про­цен­ты с капи­та­ла 142 руб­ля 85 копе­ек посту­па­ют в поль­зу прич­та и церк­ви рав­но­мер­но. Зем­ли 34 деся­ти­ны 96 квад­рат­ных сажен, в том чис­ле 12 деся­тин под лесом. План и меже­вая кни­га на зем­лю хра­нят­ся при церк­ви. При­хо­жан муж­ско­го пола 374, жен­ско­го 489, дво­ров 136. При­ход­ских селе­ний 12 на про­стран­стве 8 верст от церк­ви, в сооб­ще­нии с кото­рой пре­пят­ствий нет. Бли­жай­шие церк­ви: Успен­ская села Ива­ни­ко­ва в 4 и Нико­ла­ев­ская села Соло­ни­ко­ва в 8 вер­стах. От Костро­мы 15 верст» [5]. 

В нача­ле ХХ века при­чт Вос­кре­сен­ской церк­ви состо­ял из свя­щен­ни­ка и пса­лом­щи­ка, в при­ход вхо­ди­ли 14 селе­ний. При хра­ме име­лась цер­ков­но-при­ход­ская шко­ла, откры­тая в 1887 году. В 1903 году при церк­ви была устро­е­на камен­ная огра­да, а в 1905 году – постро­е­но спе­ци­аль­ное зда­ние для цер­ков­но-при­ход­ской шко­лы. В 1912 году в этой шко­ле обу­ча­лись 47 детей: 30 маль­чи­ков и 17 девочек.

Вид на село Любов­ни­ко­во с коло­коль­ни Вос­кре­сен­ской церк­ви. Фото 2021 года.

В спра­воч­ной кни­ге «Крат­кие ста­ти­сти­че­ские све­де­ния о при­ход­ских церк­вах Костром­ской епар­хии», издан­ной в Костро­ме в 1911 году, о церк­ви в Любов­ни­ко­во сказано:

«Вос­кре­сен­ская села Любов­ни­ко­ва камен­ная, с такой же коло­коль­ней; постро­е­на в 1781 году на сред­ства при­хо­жан. При церк­ви огра­да камен­ная, устро­ен­ная в 1903 году на сред­ства при­хо­жан. Клад­би­ще при церк­ви в огра­де. Пре­сто­лов 2: 1) в холод­ной в честь Хри­сто­ва Вос­кре­се­ния, в теп­лой 2) во имя свя­ти­те­ля и чудо­твор­ца Нико­лая. При церк­ви обще­ство трез­во­сти, откр[ыто] в 1906 году; трез­вен­ни­ков 48 чело­век. Рас­сто­я­ние от горо­да Костро­мы в 15 вер­стах. Бли­жай­шие церк­ви: Успен­ская села Ива­ни­ко­ва в 3 вер­стах, Бого­ро­диц­кая в Игриц­ком мона­сты­ре в 8 вер­стах и Нико­ла­ев­ская села Соло­ни­ко­ва в 6 верстах.

При­чт: свя­щен­ник и пса­лом­щик. Сред­ства прич­та посто­ян­ные: казен­но­го жало­ва­нья свя­щен­ни­ку 88 руб­лей 20 копе­ек, пса­лом­щи­ку 35 руб­лей 28 копе­ек; при­что­вый капи­тал в 421 рубль. Кру­жеч­но­го дохо­да на долю свя­щен­ни­ка 400 руб­лей, пса­лом­щи­ка 125 руб­лей. Свя­щен­ник живет в цер­ков­ном доме, а пса­лом­щик в сво­ем. Цер­ков­ной зем­ли: уса­деб­ной 1 деся­ти­на, пахот­ной 20 деся­тин, сено­кос­ной и лес­ной (кустар­ни­ка) 12 деся­тин. План и меже­вая кни­га хра­нят­ся в церкви.

При­хо­жан муж­ско­го пола 772, жен­ско­го 906. Все при­хо­жане живут осед­ло, малая часть ухо­дит на лето в отхо­жие про­мыс­лы и на фаб­ри­ки. Зани­ма­ют­ся все хле­бо­па­ше­ством. В при­хо­де рас­коль­ни­ков нет. В сосед­нем при­хо­де села Соло­ни­ко­ва есть бес­по­пов­цы-помор­цы и попов­цы австрий­ско­го свя­щен­ства. Всех селе­ний в при­хо­де 14, на рас­сто­я­нии 5 верст. Пре­пят­ствий в сооб­ще­нии нет.

Школ в при­хо­де две: цер­ков­но-при­ход­ская в селе Любов­ни­ко­ве и такая же при Игриц­ком Бого­ро­диц­ком мона­сты­ре в 5 вер­стах» [6].  

Мило­стью Божи­ей Вос­кре­сен­ская цер­ковь не закры­ва­лась на про­тя­же­нии все­го ХХ сто­ле­тия, бого­слу­же­ния здесь не пре­кра­ща­лись. В 1934 году в Любов­ни­ко­во из закры­той вла­стя­ми Николь­ской церк­ви быв­ше­го Игриц­ко­го мона­сты­ря пере­нес­ли все­рос­сий­ски чти­мую свя­ты­ню – чудо­твор­ную Игриц­кую, или Игриц­кую-Смо­лен­скую ико­ну Божи­ей Мате­ри. С того вре­ме­ни глав­ным годо­вым празд­ни­ком при­хо­да стал день 10 авгу­ста (по ново­му сти­лю), когда Цер­ковь честву­ет Смо­лен­ский образ Цари­цы Небес­ной. 

При­ход­ское клад­би­ще при Вос­кре­сен­ской церк­ви. Фото 2021 года.

В ночь на 17 апре­ля 1982 года, под Вели­кую суб­бо­ту (то есть за день до празд­ни­ка Пас­хи), чудо­твор­ная ико­на была похи­ще­на из Вос­кре­сен­ской церк­ви. Свя­щен­ник Нико­лай Паш­ке­вич, слу­жив­ший тогда в Любов­ни­ко­во, пытал­ся на сво­ей машине пре­сле­до­вать похи­ти­те­лей, но из-за без­до­ро­жья не смог ниче­го сде­лать. 

Ста­ро­ста Вос­кре­сен­ской церк­ви Вар­ва­ра Нико­ла­ев­на Були­на в пока­за­ни­ях, дан­ных сле­до­ва­те­лю 19 апре­ля 1982 года, сообщала:

«16 апре­ля 1982 года в 22 часа 30 минут я со сто­ро­жи­хой Мои­се­и­че­вой Фаи­ной Пав­лов­ной ушли из церк­ви в д. Любов­ни­ко­во после служ­бы к Мои­се­и­че­вой домой. Там попи­ли чаю и лег­ли отдох­нуть. Просну­лась я 20 минут 2‑го часа и в окно дома я уви­де­ла, как шла маши­на в сто­ро­ну церк­ви. Мы с Мои­се­и­че­вой и Шаро­бье­вой Зина­и­дой Ива­нов­ной побе­жа­ли к церк­ви. Там я уви­де­ла, что обо­рван про­вод элек­тро­осве­ще­ния от стол­ба к церк­ви. Все три две­ри в зим­ний храм были откры­ты. Мы сра­зу вбе­жа­ли в храм, и там я сра­зу заме­ти­ла, что не было ико­ны «Божия Матерь» (…). Мы сра­зу побе­жа­ли к батюш­ке – Паш­ке­ви­чу Нико­лаю Михай­ло­ви­чу, и я вме­сте с ним на его лич­ной авто­ма­шине поеха­ли вдо­гон­ку за той маши­ной. Я виде­ла, как та маши­на впе­ре­ди еха­ла к д. Шест­ко­во. Но мы на машине забук­со­ва­ли. Свя­щен­ник за тро­сом бегал домой. В Шест­ко­во опять забук­со­ва­ли, и при­шли люди и помог­ли нам выта­щить маши­ну. На машине мы при­е­ха­ли в мили­цию» [7].

На след­ствен­ном экс­пе­ри­мен­те в Вос­кре­сен­ской церк­ви села Любов­ни­ко­во орга­ни­за­тор похи­ще­ния чудо­твор­ной ико­ны П. пока­зы­ва­ет на киот, в кото­ром хра­ни­лась свя­ты­ня. Фото из уго­лов­но­го дела 1984 года.

Спу­стя два года похи­ти­те­ли были осуж­де­ны и при­го­во­ре­ны к дли­тель­ным сро­кам лише­ния сво­бо­ды, но о судь­бе чудо­твор­ной ико­ны Бого­ма­те­ри с того вре­ме­ни ниче­го не извест­но. В при­го­во­ре, поста­нов­лен­ном 12 апре­ля 1984 года Костром­ским област­ным судом, говорилось:

«В ночь на 17 апре­ля 1982 г. П., Л., М. и Ф. по пред­ва­ри­тель­но­му сго­во­ру меж­ду собой на авто­ма­шине ГАЗ-69 под управ­ле­ни­ем Л. (маши­ну слу­жеб­ную предо­ста­вил для кра­жи С.С.Н.) при­е­ха­ли в село Любов­ни­ко­во. На две­рях глав­но­го вхо­да П. и Л. спи­ли­ли ножов­кой зам­ки, а М. перед этим верев­кой обо­рвал элек­три­че­ский про­вод, отклю­чив сиг­на­ли­за­цию. Ф. воз­ле церк­ви остал­ся охра­нять, а П., Л. и М. зашли в храм, где взя­ли ико­ны: 

(…) [пере­чис­ля­ют­ся 9 похи­щен­ных икон, кро­ме чудотворной]

Дву­сто­рон­няя вынос­ная ико­на ”Бого­ма­терь – Оди­гит­рия – Нико­ла Чудо­тво­рец” в сереб­ря­ном позо­ло­чен­ном окла­де сто­и­мо­стью не менее 30 000 руб. (14–17 век, раз­мер 61х45 см).

Ико­ны были уве­зе­ны в Костро­му, а затем П. про­дал их неуста­нов­лен­ным след­стви­ем лицам за 8 000 руб. День­ги поде­ле­ны меж­ду участ­ни­ка­ми кра­жи» [8].  

Точ­ный спи­сок чудо­твор­ной Игриц­кой ико­ны Божи­ей Мате­ри, про­ис­хо­дя­щий из Бого­ро­диц­ко­го Игриц­ко­го мона­сты­ря и ранее так­же хра­нив­ший­ся в Любов­ни­ко­во, с 2008 года пре­бы­ва­ет в Алек­сан­дро-Анто­ни­нов­ской церк­ви горо­да Костромы.

Крест­ный ход вокруг Вос­кре­сен­ской церк­ви после Боже­ствен­ной литур­гии 10 авгу­ста 2020 года.

В 1991 году из Вос­кре­сен­ской церк­ви в вос­ста­нов­лен­ный Бого­яв­лен­ско-Ана­ста­си­ин кафед­раль­ный собор горо­да Костро­мы был пере­дан боль­шой крест-моще­вик из кипа­ри­са с части­ца­ми мощей 278 свя­тых, изго­тов­лен­ный в 1744 году для Бого­ро­диц­ко­го Игриц­ко­го мона­сты­ря и до закры­тия этой оби­те­ли нахо­див­ший­ся в ее Смо­лен­ской церк­ви за пра­вым кли­ро­сом. В 1933 году крест-моще­вик был вме­сте с чудо­твор­ной ико­ной пере­не­сен в Любов­ни­ко­во, а сей­час эта свя­ты­ня доступ­на для покло­не­ния веру­ю­щих в глав­ном хра­ме Костром­ской епархии.

С 2003 года насто­я­те­лем Вос­кре­сен­ской церк­ви села Любов­ни­ко­во явля­ет­ся про­то­и­е­рей Миха­ил Бобо­нин. К Вос­кре­сен­ско­му при­хо­ду при­пи­са­ны Покров­ская цер­ковь в посел­ке Зару­би­но (откры­тая в 1994 году в отдель­ном поме­ще­нии при дет­ском саде посел­ка), Успен­ская цер­ковь в селе Иван­ни­ко­во и два домо­вых хра­ма: во имя пре­по­доб­но­му­че­ни­цы вели­кой кня­ги­ни Ели­са­ве­ты Фео­до­ров­ны в ОГБУ «Пер­во­май­ский пси­хо­нев­ро­ло­ги­че­ский интер­нат» и в честь ико­ны Божи­ей Мате­ри «Всех скор­бя­щих Радость» в ГКУ «Пер­во­май­ский дет­ский дом-интер­нат для умствен­но отста­лых детей».

Освя­ще­ние воды на свя­том источ­ни­ке в день празд­но­ва­ния в честь чудо­твор­ной Игриц­кой-Смо­лен­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри 10 авгу­ста 2020 года.

Рядом с Вос­кре­сен­ской цер­ко­вью про­те­ка­ет неболь­шая реч­ка, на совре­мен­ных кар­тах обо­зна­ча­е­мая как Синь­га. Мест­ные жите­ли обыч­но назы­ва­ют ее Песоч­ней; меж­ду тем, соглас­но кар­там, реч­ка Песоч­ня (Песош­ня, Песоч­ная), про­те­ка­ю­щая близ преж­не­го Бого­ро­диц­ко­го Игриц­ко­го мона­сты­ря, явля­ет­ся при­то­ком Синь­ги. Неда­ле­ко от церк­ви, под гор­кой вбли­зи реч­ки нахо­дит­ся свя­той источ­ник. До недав­не­го вре­ме­ни он был заклю­чен в ста­рый, вет­хий коло­дез­ный сруб. Сей­час сруб разо­бран, осе­нью 2021 года здесь уста­нов­ле­но бетон­ное коль­цо, а в 2022 году бла­го­устрой­ство свя­то­го источ­ни­ка продолжится.

Крест­ный ход из Любов­ни­ко­во в Песоч­ное 10 авгу­ста 2020 года.

Еже­год­но 10 авгу­ста после Боже­ствен­ной литур­гии в Вос­кре­сен­ской церк­ви духо­вен­ство и при­хо­жане совер­ша­ют крест­ный ход в дерев­ню Песоч­ное, к месту явле­ния в 1622 году чудо­твор­ной Игриц­кой ико­ны Божи­ей Мате­ри. В 2022 году состо­ит­ся тор­же­ствен­ное празд­но­ва­ние 400-лет­не­го юби­лея явле­ния святыни.

Крест­ный ход из Любов­ни­ко­во в Песоч­ное 10 авгу­ста 2020 года.

По тра­ди­ции, в день чество­ва­ния чудо­твор­ной Игриц­кой-Смо­лен­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри празд­нич­ное бого­слу­же­ние в Любов­ни­ко­во совер­ша­ет­ся собо­ром свя­щен­но­слу­жи­те­лей, при­ез­жа­ю­щих на празд­ник из сосед­них при­хо­дов и из горо­да Костро­мы. Неред­ко тор­же­ства воз­глав­ля­ет пра­вя­щий архи­ерей: так, 10 авгу­ста 2019 года Боже­ствен­ную литур­гию в Вос­кре­сен­ской церк­ви села Любов­ни­ко­во совер­шил мит­ро­по­лит Костром­ской и Нерехт­ский Фера­понт. 

10 авгу­ста 2019 года. Мит­ро­по­лит Фера­понт в селе Любовниково.

По слу­чаю празд­но­ва­ния 400-летия явле­ния чудо­твор­ной Игриц­кой-Смо­лен­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри 10 авгу­ста 2022 года празд­нич­ную Боже­ствен­ную литур­гию в Вос­кре­сен­ской церк­ви села Любов­ни­ко­во и крест­ный ход в дерев­ню Песоч­ное воз­гла­ви­ли мит­ро­по­лит Костром­ской и Нерехт­ский Фера­понт и епи­скоп Галич­ский и Мака­рьев­ский Алексий.

10 авгу­ста 2022 года. Боже­ствен­ная литур­гия в Вос­кре­сен­ской церкви.

 

При­ме­ча­ния

1. Хол­мо­го­ров В.И., Хол­мо­го­ров Г.И. Мате­ри­а­лы для исто­рии Костром­ской епар­хии. Выпуск 4. Костром­ская деся­ти­на жилых дан­ных церк­вей 1628–1710 и 1722–1746 гг. Костро­ма, 1908. С. 262.

2. Хол­мо­го­ров В.И., Хол­мо­го­ров Г.И. Мате­ри­а­лы для исто­рии сел, церк­вей и вла­дель­цев Костром­ской губер­нии. Выпуск 5. Отдел тре­тий для Костром­ской и Плес­ской деся­тин Костром­ско­го уез­да: двор­цо­вые, вот­чин­ные, поме­щи­чьи, пат­ри­ар­шии, мит­ро­по­ли­чьи и мона­стыр­ские вот­чи­ны и помест­ные села и пого­сты, дерев­ни и пусто­ши с их церк­ва­ми и цер­ков­ны­ми зем­ля­ми по пожа­ло­ван­ным гра­мо­там, по пис­цо­вым, пере­пис­ным, дозор­ным, отказ­ным и дру­гим доку­мен­там XV–XVIII вв. М., 1912. С. 23–24.

3. «Назва­ние селе­ния по фами­лии дво­рян Любов­ни­ко­вых. В свя­зи с тем, что в Елатом­ском уез­де, кото­ро­му при­над­ле­жа­ло село до 1923 года, было два села Любов­ни­ко­вых, это име­но­ва­лось Под­го­род­ное Любов­ни­ко­во, так как нахо­ди­лось под уезд­ным горо­дом Елатьмой. (…) Пер­во­на­чаль­но в XVI веке пер­вые слу­жи­лые люди Любов­ни­ко­вы полу­чи­ли поме­стье в Под­лес­ском стане Шац­ко­го уез­да на реке Унже. По всей веро­ят­но­сти, в кон­це XVI века кто-то из слу­жи­лых людей Любов­ни­ко­вых полу­чил в поме­стье зем­лю на реч­ке Стар­ке в том же Под­лес­ском стане Шац­ко­го уез­да. По спис­ку насе­лен­ных мест Рос­сий­ской импе­рии (1866 год) село Любов­ни­ко­во зна­чит­ся под номе­ром 692: “Любов­ни­ко­во (Зареч­ное) при рч. Стар­ке, в соста­ве пер­во­го ста­на Елатом­ско­го уез­да. На поч­то­вом трак­те из г. Шат­ска в г. Елат­му”» (Село Любов­ни­ко­во, Каси­мов­ский рай­он). О слу­жи­лых людях Любов­ни­ко­вых см. так­же: Любов­ни­ко­вы.

4. Памят­ни­ки архи­тек­ту­ры Костром­ской обла­сти. Ката­лог. Выпуск II. Костром­ской рай­он. Крас­но­сель­ский рай­он / авт. Г.К. Смир­нов, П.Н. Шар­мин, Е.Г. Щебо­ле­ва. Костро­ма, 2000. C. 41–43.

5. Беля­ев Иоанн, про­то­и­е­рей. Ста­ти­сти­че­ское опи­са­ние собо­ров и церк­вей Костром­ской епар­хии, состав­лен­ное на осно­ва­нии под­лин­ных све­де­ний, име­ю­щих­ся по духов­но­му ведом­ству, чле­ном Костром­ско­го губерн­ско­го ста­ти­сти­че­ско­го коми­те­та, кафед­раль­но­го Успен­ско­го собо­ра про­то­и­е­ре­ем Иоан­ном Беля­е­вым. СПб., 1863. С. 46–47.

6. Крат­кие ста­ти­сти­че­ские све­де­ния о при­ход­ских церк­вах Костром­ской епар­хии : Спра­воч­ная кни­га. Изда­ние редак­ции «Костром­ских епар­хи­аль­ных ведо­мо­стей». Костро­ма, 1911. С. 32.

7. Уго­лов­ное дело № 1682 (судеб­ный № 2–11, 1984 год): Архив Костром­ско­го област­но­го суда. Т. 2. Л. 157 об – 158.

8. Там же. Т. 6. Л. 201. Фами­лии упо­ми­на­е­мых в при­го­во­ре лиц заме­не­ны ини­ци­а­ла­ми.